IX форум наук о жизни OpenBio прошел на площадке Биотехнопарка в наукограде Кольцово Новосибирской области с 27 по 30 сентября.
В работе дискуссионных площадок форума и конференции очно и онлайн приняли участие более пяти тысяч человек из 55 регионов России, многие из которых подключились в онлайн формате. Кроме этого, несмотря на крайне сложную геополитическую обстановку в мероприятии приняли участие зарубежные специалисты из 14 стран мира.
Все участники площадки представляли научные организации, инфраструктуру и индустриальные компании по направлению биотехнологий, биофармацевтики и смежных отраслей.
Главными темами обсуждения деловой программы OpenBio-2022 года стали импортонезависимость наук о жизни и биотехнологий и технологическое развитие сферы биотехнологий - сдерживающие факторы и способы их преодоления. Также отдельное внимание в деловой программе форума было уделено вопросам развития кадрового потенциала для сферы биотеха, созданию условий для развития молодых ученых как в отечественных научно исследовательских организациях, так и в компаниях, а также созданию комфортных условий для работы и развития именно в Новосибирске.
В ходе обсуждения на дискуссионных площадках форума представители научных организаций и бизнес-сообщества особо подчеркнули важность поднятых тем и необходимость концентрации усилий представителей власти, научного сообщества и бизнеса на достижении цели технологического суверенитета России и опережающего развития в сфере биотехнологий.
Общим итогом работы экспертного сообщества форума OpenBio, стал ряд предложений/пожеланий, экспертная проработка которых, на наш взгляд, позволит сохранить динамику постановки на производство отечественных разработок в сфере биотехнологий и укрепит позиции Новосибирской области в данной сфере.
1. Предлагаем:
- Создать при Правительстве Новосибирской области рабочую экспертную группу по направлению «биотехнологии».
Цель создания рабочей группы - установление оперативного взаимодействия профильных министерств с отраслевым научным и бизнес- сообществом, для постановки задач, своевременности и единопонимания запросов, экспертной обратной связи от участников сферы биотехнологий, а также реализации на региональном и, возможно, федеральном уровнях актуальных мер поддержки данного направления.
- Разработать региональные (НСО и СФО) программы развития биотехнологий в Новосибирской области и СФО (далее Биотехпрограммы). Продуктовые проекты, включаемые в данную программу, формируются на стыке имеющегося в регионах Новосибирской области и СФО научно-производственного потенциала и федерального запроса, а финансирование и поддержка осуществляется при сопряжении возможностей муниципального, регионального и федерального уровней.
- Министерствам НСО, реализующим программы поддержки науки, инновационной деятельности, субъектов малого и среднего предпринимательства, во взаимодействии с отраслевыми ассоциациями («Биофарм» и др.) провести ревизию существующих мер поддержки с целью их изменения/дополнения для большего соответствия потребностям отрасли.
- Для сохранения преемственности и развития научных школ, подготовки профильных кадров, предусмотреть в Биотехпрограммах НСО и СФО мероприятия поддержки аспирантов и молодых ученых, работающих в исследовательских организациях и научных центрах на территории НСО и, специализирующихся в сфере наук о жизни.
2. Сообщество было бы благодарно за внимание возглавляемой Вами комиссии Государственного совета Российской Федерации по направлению «Наука» к нижеследующим проблемам/пожеланиям:
1) Важно сохранить инновационные бизнес-инкубаторы, как систему государственной поддержки коммерциализации научных разработок. Отраслевые (биотехнологические) бизнес-инкубаторы должны иметь свою специфику – нахождение в них компаний-резидентов не менее 5-7 лет. Приоритетом на получение резидентства в биотехнологическом бизнес-инкубаторе должны обладать компании, коммерциализующие разработки во взаимодействии с университетами/ НИИ, и имеющие задачей производство и вывод на рынок высоковостребованной, значимой биотехнологической продукции. Такие бизнес-инкубаторы оптимальны для территориальных инновационных кластеров и должны работать в связке с площадками венчурного инвестирования (частные / институциональные инвесторы) и биотехнопарками, располагающими комплексом испытательно-лабораторных и иных услуг, а также инженерно-оборудованными землями для подхвата компаний-резидентов на этапе масштабирования бизнеса. Отношение государства к соответствующей инновационной инфраструктуре, помогающей рождению инновационных бизнесов, видится тождественным развитию перинатальных центров для поддержки рождаемости в стране.
2) Бизнесу / инвесторам необходимо государственно добавить уверенности в том, что сделав качественную инновационную разработку и поставив ее на производство, они будут достойно вознаграждены рынком (риски в биотехнологии существующая господдержка почти не снижает). Для этого нужны изменения в принципах государственных закупок лекарственных средств.
3) Необходима бОльшая открытость со стороны государственных структур, например, необходимо создавать новые меры поддержки с участниками бизнес- сообщества и внедрять их по запросу бизнес-сообщества с безусловным контролем за их правильной реализацией. Необходимо слышать запрос и его реализовывать.
4) Предпринимать шаги навстречу бизнесу: принципы и правила взаимодействия государства с бизнесом должны быть с длинным горизонтом планирования. Для этого нужно на государственном уровне снизить риски для бизнеса и его клиентов, и тогда у бизнеса появится возможность реализовывать длинные проекты, в т.ч. с доработкой технологий.
5) Минимизировать количество отчётов, запрашиваемых Минобрнауки РФ.
6) Предусмотреть индексацию всех проектов с учетом уровня инфляции и увеличения стоимости научного оборудования и реагентов.
7) Бизнес предлагает изменить сам подход к государственной поддержке инновационной деятельности компаний и научных организаций. Государство могло бы взять на себя организацию платформы для частных инвестиций самих граждан на создание и развитие технологий будущего. Как идея, например, РЯБИНКА - Российская Ярмарка Благотворительности для Инновационных Компаний. «РЯБИНКА» - горькая в начале, но сладкая потом. Эта платформа позволит гражданам, вкладывая всего 1% от дохода создавать технологии в области биотеха, медицины, фармацевтики, которые через 7 - 10 лет им принесут благо, в виде новых лекарств для онкологии, методов регенерации для стоматологии, офтальмологии, травматологии, новых методов экспресс - ПЦР диагностики и генетики.
8) Активнее использовать финансовые и административные инструменты государственного стимулирования спроса на инновации.
9) На уровне государства поддерживать популяризацию в СМИ коммерчески-успешных отечественных инновационных разработок.
10) Необходим государственный заказ или гарантированный спрос на отечественные приборы для биологии и генетических исследований, что позволит бизнесу планировать и стабильно выпускать оборудование, закупать комплектующие и сохранять команды высококвалифицированных разработчиков и монтажников.
Председатель Совета ассоциация «Биофарм»
Нетёсов С.В.
Руководитель Площадки открытых коммуникаций «OpenBio»
Линюшина Ю.А.
«28» октября 2022 года